среда, 7 ноября 2007 г.

Консалтинг vs Gamedev

Ну вот и созрел я для первичного сравнения двух индустрий - консалтинга и геймдева.
Что могу сказать в общем: люди везде одинаковые. Есть энтузиасты с горящими глазами, есть уставшие профессионалы. Есть молодые и старые раздолбаи. Есть просто идиоты.

Для затравки


Начнем с первого впечатления - встреча по одежке
Организация офиса
Если не считать вспомогательных служб, высшего начальства и сейлзов, офис представляет из себя одно пространство разбитое на боксы. Личных рабочих мест нет. Все сотрудники работают на ноутбуках, так что приходишь - выбираешь место, и работать! В такой организации я ничего страшного не вижу, но разница весьма ощутимая по сравнению с геймдевовскими персональными столами завалеными всем-всем-всем.
Дрескод
Одеваться необходимо прилично. Большую часть времени сотрудники проводят в офисе клиентов, чтобы блюсти имидж компании, надо одеваться в костюм. В пятницу есть послабление - если работаешь в офисе, можно одеваться в casual :-)
Сравним с геймдевом, где дрескода не существует. Даже не знаю что лучше. Джинсы, они конечно поудобнее в эксплуатации, но в условиях вседозволенности некоторые экземпляры опускаются настолько, что их становится возможным учуять за версту. И это явно не свободолюбивый запах геймдева…
Остальное
Налицо существенно более активная текучка кадров в консалтинге по сравнению с геймдевом. Я вижу тут несколько факторов:
1. решения в консалтинге стандартные, банально рынок больше и время входа в проект меньше
2. клиенты и конкуренты умеют считать деньги и более агрессивно сманивают персонал
3. в консалтинге люди меньше привязаны к конкретной компании, легче срываются. В игрострое народ пашет "за идею" и если уж пришел в компанию, то работает пока совсем уж не замучают.

Командировки в консалтинге могут занимать до 100% времени. Клиенты есть как в Москве так и во всяких Урюпинсках. Большую часть проекта консультанту надо присутствовать в офисе клиента. Поэтому консультант может не появляться в офисе месяцами.

Суть проектов
Здесь налицо серьезные отличия. Суть консальтинга - поставить клиенту одно из стандартных решений заточив его под специфику заказчика. Никакого тебе R&D и в помине. В играх же - сплошная поэзия, каждый программист пишет свою библиотеку, каждая фича - половина диссертации. Каждая игра уникальна и несовместима ни с чем другим.

Далее, В Колумбусе реально анализ требований и тестирование занимает больше разработки. Почему так оно происходит понятно, но приятно поработать над проектами, которые состоят из разработки дай бог на треть а не на 250% как в геймдеве.

Технологии
Если сравнивать в целом - то это ракета против паровоза. Причем ракета - технологии в геймдеве.
Да, в геймдеве полно технофриков, всегда есть возможность внедрить что-нибудь из новенького. Всегда находится время это новенькое найти и изучить.

В консалтинге все не так. Время на поиски и рисёрч маловато. Потому что он в принципе и не нужен :-) В общем, все новое несет в себе неоправданные риски.
Серьезного продвинутого контроля версий нет. Зато есть отличные возможности работать из любой точки земли при помощи удаленного терминала. Что такое wiki почти никто не знает. Впрочем, в геймдеве про wiki тоже не все знают.

Компенсации
Немного расскажу о системе компенсации сотрудникам в Колумбусе.
Существует фиксированная зарплата плюс 3 вида бонусов.
1. Бонус за часы отработанные у клиента и оплаченные последним
2. бонус с дохода по проекту (для руководителей проектов)
3. Закрывающий бонус - выплачивается после подписания сдачи проекта. Неплохо мотивирует людей дорабатывать до конца проекта

Все эти бонусы соизмеримы друг с другом и с фиксированной частью зарплаты. Мне эта система нравится.

Other
Лично для меня еще интересно заниматься Project Management'ом в условиях, близких к класическим. С управлением русурсами, бюджетами и переговорами с клиентом. Общение с топ-менеджерами клиентов тоже для себя считаю плюсом.

может еще что забыл, буду по ситуации описывать различия. :-)

Digg this

2 комментария:

ShaggyOwl комментирует...

Один друг последние несколько лет тоже работает в консалтинге, занимается внедрением SAP. С его слов нарисовал себе похожую картину.
Из отличий, еще отмечал для себя людей - в консалтинге, как правило, работает народ постарше и существует четкое разделение на консультантов - специалистов в предметной области и абаперов/программеров. Чаще встречаются люди с двумя высшими - техническое + экономическое, часто специалисты заканчивают дополнительные курсы (например, бухгалтерия).
Явно побольше денег, ощущается это конечно не в золотом дожде проливающемся на сотрудников, а например, в возможности при напряженном графике "арендовать" сотрудников у других организаций.
Выше ответственность.

Это из того, что вспомнилось сходу.

Alexander Sorokin комментирует...

В целом согласен. Средний возраст немного больше.
Кстати, по составу коллектива - радует существенно больший процент женщин в коллективе :-)

Разделение жесткое существует на консультантов, разработчиков, менеджеров, сейлзов. Но подобное разделение есть и в геймдеве. Так что я не удивлен.

Дополнительные курсы в Колумбусе существуют, компания всячески одобряет повышение квалификации.

По деньгам пока не могу ничего сказать. Рановато еще.

Аутсорсинг действительно используется, но он также набирает обороты и в геймдеве тоже :-)

Ответственность действительно больше. Клиент будет требовать максимума за свои (немалые) деньги.